О МУЗЕЙНОЙ РЕСТАВРАЦИИ – 2 (ПРОДОЛЖЕНИЕ) В предыдущем ролике мы познакомились с такими процессами реставрации икон как удаление устойчивых поверхностных загрязнений и утончение потемневшей лаковой пленки, почти скрывающей многоцветное изображение. Но этим реставрация не завершилась. Вы, наверное, обратили внимание, что на поверхности иконы имеются многочисленные белые пятна и крупные белые участки, особенно на нижнем поле, а также на стыке досок. Это места утрат красочного слоя и лежащего под ним грунта (левкаса), в которые подведен новый грунт, близкий по составу старому. После высыхания грунт был подготовлен для тонирования. Под термином "тонирование" понимают восстановление цвета авторской живописи в местах утрат красочного слоя. Тонирование в нашей иконе сделано акварелью в технике «пуантель» (фр. point - точка) - воссоздание утрат в реставрации, наносимыми тонкой кистью отдельными мелкими точками. Кстати, в первых кадрах вы смогли увидеть основные инструменты и материалы, которыми пользуются реставраторы. Техника пуантилизма сложна и кропотлива. Легкие движения кисти реставратора на мгновение касаются иконы и вновь отрываются от нее. Цвет для тонировки устанавливается по рисунку и цвету окружающей живописи. В целом, создается эффект живописной законченности без воссоздания утраченных фрагментов изображения. Соблюдено главное правило реставрации – сохранить то, что дошло до нас.